1. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • Колледж обладает уникальной учебно-производственной базой. Для проведения занятий в учебных корпусах колледжа оборудовано 162 учебных аудитории:

    Учебные кабинеты, мастерские, лаборатории отделения "Погонный"

    Учебные кабинеты, мастерские, лаборатории отделения "Напольный"

    В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    В колледже обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.

    На территории колледжа создана универсальная безбарьерная среда и повышен уровень доступности зданий и сооружений потребностям следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

    • с нарушением слуха;
    • с ограничением двигательных функций.

    Материально-техническое обеспечение соответствует не только общим, но и особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями):

    - организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;

    -организации временного режима обучения;

    -техническим средствам обучения;

    -специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения.

    В каждом учебном помещении (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.)  предусмотрена возможность оборудования по 1 - 2 места для студентов-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата и  слуха.  Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные. В общем случае в стандартной аудитории  первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучаемых с нарушениями зрения, а для обучаемых, передвигающихся в кресле-коляске, 1 - 2 первых стола в ряду у дверного проема.

    • 19 учебно-производственных лабораторий 
    • 18 мастерских

    При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья колледж учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом- инвалидом трудовых функций.

    Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов осуществляются во взаимодействии с московскими  центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями. Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места. В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин предусмотрена подготовка выпускников-инвалидов к трудоустройству, к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

  • Совокупный библиотечный фонд для СПО составляет 21463 экз.; в т. ч. учебно-методической литературы – 9528 экз., из них обязательной – 7247 экз. Художественной, научно-популярной и справочной литературы – 11935 экз.

    Библиотечный фонд располагается на двух площадках колледжа (по каждому из всех адресов имеется библиотека с читальным залом и доступом в Интернет) и распределяется в соответствии со специальностями подготовки.

    Обеспеченность учебной-методической литературой в расчете на одного студента по всем специальностям контингента, приведенного к очной форме обучения, составляет 18 экземпляров при нормативе 1 экземпляр. В том числе по дисциплинам общеобразовательного цикла – 15 экз./чел; общего гуманитарного и социально-экономического цикла – 6 экз./чел; естественнонаучного цикла – 7 экз./чел; по общепрофессиональным дисциплинам – 14 экз./чел.; специальным дисциплинам и ПМ – 12 экз./чел.

    В том числе, по специальностям и профессиям:

    • 43.02.07 Сервис по химической обработке изделий от 1 экз./чел. до 2 экз./чел.
    • 09.02.07 Информационные системы и программирование от 1 экз./чел. до 4 экз./чел.
    • 43.02.16 Туризм и гостеприимство от 1 экз./чел. до 5 экз./чел.
    • - Мастер-оператор специальных работ по уборке и уходу за поверхностями от 1 экз./чел. до 2 экз./чел.
    • 12565 Исполнитель художественно оформительских работ        от 1 экз./чел. до 2 экз./чел.
    • 19601 Швея от 1 экз./чел. до 2 экз./чел.
    • 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы от 1 экз./чел. до 3 экз./чел.
    • 08.02.13 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции от 1 экз./чел. до 5 экз./чел.
    • 08.02.14 Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома от 1 экз./чел. до 4 экз./чел.           

    80% фонда, используемого при реализации ОПОП, имеет гриф Министерства образования и науки России, УМЦ, ведомств (при нормативе 60%).

    Ежегодное обновление библиотечного фонда учебно-методической литературой составляет 8%.

    Учебно-методическая литература последних 5-ти лет издания составляет 85 %, так как библиотека колледжа использует в своей работе электронную библиотечную систему ЭБС ZNANIUM.COM.

    Электронно-библиотечная система (ЭБС) - это коллекция электронных версий книг, журналов, статей и пр., сгруппированных по тематическим и целевым признакам. В нашей ЭБС реализована система поиска и отбора документов с удобной навигацией, созданием закладок, формированием виртуальных «книжных полок», сервисом постраничного копирования, сбором и отображением статистики использования ЭБС, а также другими сервисами, способствующими успешной научной и учебной деятельности. Электронная библиотека ZNANIUM.COM содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки формируется с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, УМК, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения.

    Общая сводка по основной коллекции ЭБС:

    Количество документов в ЭБС: 48249

    Количество журналов в ЭБС: 748

    Количество журналов ВАК: 7

    Количество учебников и уч. пособий (за последние 5 лет): 14772

    Количество монографий: 6267

    Библиотекой колледжа выписывается 26 наименований периодических изданий. В том числе: по дисциплинам учебного плана – 17 наименований; по организации учебного процесса и для руководящего состава – 9 наименований. Также используются и журналы из электронно-библиотечной системы «ЭБС ZNANIUM».

    В библиотеках и читальных залах установлены компьютеры. Имеется выход в Интернет. Библиотека в своей работе использует облачные технологии Google, позволяющие организовать работу библиотеки в соответствии с существующими требованиями.

    В библиотеках колледжа обеспечен беспрепятственный доступ для всех нозологических групп (отсутствуют пороги, достаточная ширина дверных проемов).

  • Информация о спортивных объектах ОСП  Погонный

    Информация о спортивных объектах ОСП Напольный

    В структурных подразделениях колледжа имеются специальные помещения и площадки для проведения занятий по адаптивной физической культуре.

    Занятия физической культурой  проходят в специально оборудованных спортивных залах, где в наличии имеется большой раздаточный материал для оснащения уроков:  коврики для занятий гимнастикой, степ-платформы, волейбольные и баскетбольные сетки с кольцами мячи, скакалки, гантели, ракетки для бадминтона и тенниса, сетки на ворота, маты, гимнастические скамьи и др.

    Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается особый порядок освоения физической культуры на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В зависимости от нозологии обучающегося и степени ограниченности возможностей, в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организованы в виде: – подвижных занятий адаптивной физической культурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных залах или на открытом воздухе; – занятий по настольным, интеллектуальным видам спорта; – лекционных занятий, посвященных поддержанию здоровья и здорового образа жизни. Комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) по адаптивным видам спорта осуществляется в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития, функциональными группами, а также индивидуальными особенностями ограничения в состоянии здоровья. Учитывая, что физическая культура для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает использование комплекса эффективных средств физической реабилитации и социальной адаптации, устанавливаются следующие критерии оценки результата реализации занятий по физической культуре: – на этапе начальной подготовки: углубленная физическая реабилитация, социальная адаптация и интеграция; формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; расширение круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по избранному виду спорта; развитие физических качеств и функциональных возможностей; – на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): социальная адаптация и интеграция; – положительная динамика двигательных способностей; участие в спортивных соревнованиях; – повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки.

    Занятия по физической культуре и спорту с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства, установлены специализированные тренажеры общеукрепляющей направленности и фитнес-тренажеры. Помещения спортивных комплексов и прилегающей территории отвечают принципам создания безбарьерной среды.

  • Сведения о средствах обучения и воспитания

    Учебная материально-техническая база колледжа - это совокупность учебных объектов, материальных и технических средств, предназначенных для обеспечения подготовки студентов. Учебная материально-техническая база является составной частью хозяйства колледжа, должна иметь необходимую техническую оснащенность и отвечать задачам профессиональной подготовки студентов при высокой интенсивности учебного процесса. Состав учебной материально-технической базы колледжа, порядок ее содержания, использования и обеспечения учебным оборудованием определяется колледжем самостоятельно с учетом выполнения требований нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации (в части соответствия лицензионным, аттестационным и аккредитационным показателям) и ФГОС. Колледж обеспечивается:

    • специальной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием (в том числе полиграфическим), приборами, техническими средствами обучения, запасными частями, ремонтными комплектами и другим техническим имуществом - в соответствии с действующим контингентом и штатами и по заявкам преподавательского состава - в первую очередь.
    • прикладным, специальным и образовательным программным обеспечением;
    • учебниками и учебными пособиями – для студентов и преподавателей. Словарями, задачниками, руководствами и т.п. - по заявкам.

    Количество и площадь учебных аудиторий, специализированных классов, кабинетов, лабораторий и других учебных и учебно-вспомогательных помещений, перечень и емкость спортивных сооружений и мест для проведения занятий по физической культуре и спорту со студентами должны соответствовать действующим санитарным нормам, лицензионным, аттестационным и аккредитационным показателям. Колледж, его структурные подразделения, имеют право использовать доход, полученный за предоставление платных дополнительных образовательных услуг населению на возмещение текущих расходов, связанных с образовательным процессом в соответствии с Уставом, а также на развитие и совершенствование учебной материально-технической базы. Развитие и совершенствование учебной и материально-технической базы колледжа осуществляется на основе перспективного (пятилетнего) и годового планов.

    Учебно-материальная база

    На сегодняшний день Колледж обладает уникальной учебно-производственной базой. Для проведения занятий в учебных корпусах колледжа оборудовано:

    • 37 учебных аудиторий
    • 19 учебно-производственных лабораторий
    • 18 мастерских
    • 3 спортивных зала
    • 2 библиотеки

    Библиотека колледжа располагает совокупным книжным фондом в количестве 71886 экз. технической литературы. В учебном процессе используется 780 единиц персональных компьютеров и интерактивного оборудования. Во всех подразделениях студенты имеют возможность свободного доступа в интернет с использованием Wi-Fi. Студенты имеют свободный доступ к электронным образовательным ресурсам, а также к материалам, разработанным преподавателями колледжа.

    НАЛИЧИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ В ЗДАНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    ОСП Погонный

             


    ОСП Напольный

    Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха. Для слабослышащих студентов использование сурдотехнических средств является средством оптимизации учебного процесса, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в условиях профессионального обучения.

    Учебные аудитории, в которых обучаются студенты с нарушением слуха, обеспечены компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.

    В инфраструктуру колледжа  планируется  внедрить технические средства реабилитации и ассистивные (вспомогательные) слуховые устройства (ALD). Внедрение ТСР, ALD в образовательный процесс может быть построено по принципу «универсальной доступности» и должно осуществляться с целью минимизации проблем, связанных со специфическими особенностями студентов с нарушениями слуха.

    Пространство колледжа  планируется оборудовать  специализированным оборудованием, персональными и коллективными средствами для облегчения восприятия информации - радиосистемами (беспроводные системы радиопередачи сигнала - радиокласс, FMсистема), индукционными контурами и петлевыми устройствами, мультимедийными комплексами, системами свободного звукового поля - которые являются важными инструментами обеспечения технологии доступности для студентов с нарушениями слуха. Кроме того, необходимо использовать персональные технические средства реабилитации: высокотехнологичные, адекватно подобранные индивидуальные слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

    Планируется ввод  компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. В процессе обучения используются специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.

  • Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся

    Мероприятия Содержание
    1. Локальные акты, регулирующие охрану здоровья обучающихся - Правила внутреннего распорядка обучающихся
    - Положение о физическом воспитании обучающихся
    - Положение о проведении внеурочных мероприятий
    - Положение о дежурном администраторе
    - Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся
    - Положение о бракеражной комиссии
    - Положение о службе охраны труда
    - Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса
    - Положение о порядке проведения инструктажей по охране труда с обучающимис
    - Положение об административно-общественном контроле по охране труда и здоровья обучающихся
    - Инструкции по охране труда и здоровья обучающихся
    - Положение о психологической службе
    - Положение о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения
    - Положение о социальной службе
    2. Договора на медицинское обслуживание обучающихся Договор с ГБУЗ города Москвы «Детской поликлиникой №28 ДЗМ»
    Договор с ГБУЗ города Москвы «Детской поликлиникой № 120 ДЗМ»
    Договор ГКУЗ «Психиатрической больницей №3 имени В.А. Гиляровского ДЗМ»
    Договор ГБУЗ «Городской поликлиникой № 175»
    Договор с ГБУЗ «Детской поликлиникой № 52»
    3. Оснащение медицинских блоков Медицинские блоки оснащены в соответствии с Приказом № 822н от 05.11.2013г.Минздрава России «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательной организации»
    - Наличие кабинета врача
    - Наличие прививочного кабинета
    - Наличие процедурного кабинета

    На основании договоров на медицинское обслуживание обучающиеся колледжа обеспечены оказанием квалифицированной медицинской помощи, в том числе: проведением медицинских обследований, прохождением ежегодной диспансеризации, могут получать консультации врачей-специалистов. Одновременно регулярно осуществляется контроль за проведением профилактических прививок обучающимся согласно плану, проведение сезонных мероприятий по профилактике заболеваемости гриппом и ОРВИ, а также проводятся мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся.

    Медицинские работники проводят систематическую работу по санитарному просвещению студентов, осуществляют контроль санитарного состояния учебных помещений и столовых.

    СВЕДЕНИЯ

    о количестве посадочных мест в обеденных залах образовательных подразделений ГБПОУ КИГМ №23

    Адрес образовательного подразделения

    Количество

    Посадочных мест в обеденном зале

    Погонный проезд, д.5

    270

    Напольный проезд, д.9

    144

  • Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

    В учебном процессе используется 1276 единиц персональных компьютеров. В колледже имеется 109 кабинетов, оборудованных мультимедиа-проекторами и интерактивными досками; 2 лингафонных кабинета, оборудованные мультимедийной обучающей программой English Discoveries; кабинет, оборудованный 3D-принтерами, кабинет астрономии с мультимедийным панорамным куполом. На всех отделениях колледжа организована единая территориально-распределенная локально-вычислительная сеть. Организован внутренний портал учебного заведения. Во всех отделениях студенты имеют возможность свободного доступа в интернет с использованием Wi-Fi. 100% преподавателей являются пользователями компьютерной техники. Функционирует учебный компьютерный центр, оказывающий преподавателям колледжа консультативную помощь.

    В учебном процессе используются лицензионные программы Компас 3D, СДО «Прометей», EV TOOLBOX ADVANCED EDU, MyTestPro, Системы 1С: Бухгалтерия 8.3 и 1C: Предприятие 8.3, 1C: Колледж ПРОФ, Консультант Плюс, СПС Гарант, ОС Windows, Abbyy Finereader 14, SonyVegas PRO, Adobe CC, AutoCAD, Microsoft Office, Антивирус Касперского, Fidelio, Opera, CMS Joomla, CMS WordPress, Moodle, а также обучающие, контролирующие и имитационные модели лабораторных работ, конспекты лекций и другие программные продукты, разработанные преподавателями колледжа.

    В колледже создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Существует возможность обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке колледжа посредством Wi-Fi, а также в компьютерных классах. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет,  в колледже действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.

    Информационная открытость колледжа обеспечивается наличием официального сайта www.kigm.mskobr.ru (с возможностью использования версии для слабовидящих).

    Студенты и сотрудники колледжа также могут пользоваться информационным-библиотечными системами и ресурсами РГБМ: ЭБС ZNANIUM.COM, ЭБС «Библиороссика», «Знаниум»; «Университетская библиотека on-line»; «ЛитРес Библиотека»; «Лань». Пользователи могут воспользоваться электронными версиями СМИ (журналы, газеты, статьи) и удаленными базами периодики «Архив научных журналов» НП НЭИКОН, EastViewInformationServices, а также информационно-правовой системой «Гарант», справочной правовой системой «Консультант Плюс».

    Внутренний документооборот, в том числе, обеспечивается посредством Системы электронного документооборота «ДЕЛО». Все сотрудники колледжа пользуются корпоративной почтой в домене @kigm23.ru, что позволяет им использовать все сервисы G-Suite. В период дистанционного обучения для обучающихся колледжа были созданы ГУГЛ-классы с возможностью полноценного усвоения образовательных программ.

     

    Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
  • Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

    В учебном процессе используются лицензионные программы Компас 3D, MyTestPro, Системы 1С: Бухгалтерия 8.3 и 1C: Предприятие 8.3, 1C: Колледж ПРОФ, Fidelio, Opera, а также обучающие, контролирующие и имитационные модели лабораторных работ, конспекты лекций и другие программные продукты, разработанные преподавателями колледжа.

    Информационная открытость колледжа обеспечивается наличием официального сайта www.kigm.mskobr.ru. В каждом здании в холле 1 этажа ведётся ежедневная трансляция Московского образовательного канала МОСОБР.ТВ

    Обучающиеся и студенты также пользуются информационно-библиотечными системами и ресурсами РГБМ: ЭБС ZNANIUM.COM, ЭБС «Библиороссика», «Знаниум»; «Университетская библиотека on-line»; «ЛитРес Библиотека»; «Лань». Пользователи могут воспользоваться электронными версиями СМИ (журналы, газеты, статьи) и удаленными базами периодики.

    В колледже создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. Существует возможность обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке колледжа посредством Wi-Fi, а также в компьютерных классах. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет,  в колледже действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

  • Сведения Об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

    Учебные корпуса  оборудованы пандусами и поручнями главного входа, переоборудованы санузлы 1-го этажа под МГН, дверные проемы соответствуют нормам, закуплен лестничный подъёмник, лифт.

    Территория колледжа  соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем.

  • Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для инвалидов и детей с ОВЗ:

    • мультимедийные комплексы (проектор и экран)
    • интерактивные доски
    • интерактивные панели
    • ноутбуки 
    • МФУ

    Имеются разнообразные средства обучения и воспитания детей:

    • печатные (пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
    • аудиовизуальные (слайды, презентации);
    • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации, магнитные доски);
    • демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные и т.д.);
    • спортивное оборудование.